Мир

Италия. Туринские каникулы или феличита возвращается

 

 

 

"Чао-какао!" Не спешите прощаться

 

Мы с Джеком летели в Италию всего на неделю. Только приземлились в аэропорту Милана, как нам сразу сказали "чао". "Ну,вот, - подумала я, - совсем как в старом анекдоте, когда мама из деревни приехала дочь навестить. "Помните, что было дальше? Дверь открывает зять и женщина говорит: "Сынок, та я к вам ненадолго... "А он отвечает: "Так што вы, мама, и чайку не попьете?" ... Но, как оказалось, "чао" в Италии говорят и при встрече, и при прощании. Надо же! Никогда не знала!

Нас должны были встречать Лена и Антоша. Я так волновалась, что не могла ничего соображать. С Леной мы дружим всю жизнь, еще со школы. Она удивительная женщина. Я не знаю ни одного человека, который бы ее не любил. Умница, красавица, добрейшая душа. От нее всегда исходил какой-то свет, что притягивал людей. Не удивительно, что мы толпами торчали в свое время у нее на кухне. А Антоша - это ее сын. Я навсегда запомнила его маленьким в костюме зайца, когда он собирался на елку в детском саду. Такой чудесный, кудрявый зайчик с розовыми щечками!.. Мы не виделись много лет.

В конце 1999 года практически в одно и то же время разъехались по свету. Я - замуж в Америку, Лена - в никуда в Италию. Она купила турпутевку в эту страну и нелегально осталась здесь. На какой-то площади, какого-то города. Без языка. Без денег. Без ничего. Это была не просто авантюра... Уже потом, сидя за бокалом кьянти в ее прекрасной итальянской квартире с мраморными полами и хрустальными люстрами, с видом на заснеженные Альпы из каждого окна, она рассказывала свою историю. "И вот наступает вечер, - говорит Лена, - все люди торопятся домой. У каждого есть какой-то приют. А мне некуда идти..." Я не могу ничего сказать. У меня ком в горле. Это невозможно представить, особенно при том, что у нее в Запорожье осталась трехкомнатная квартира на центральном проспекте...

Но слава Богу сегодня у подруги все замечательно: легальный статус, своя фирма, отличное жилье, две машины. Если бы Лена когда-нибудь написала книгу о своей жизни в Италии, то, думаю, это был бы настоящий бестселлер...

Но вернемся в аэропорт Милана

Итак, я очень волновалась. Лену и Антона увидела сразу. Боже, наш мальчик превратился в молодого человека очень приятной наружности. Нет, он просто красавчик! А Ленуська ни капельки не изменилась! Такая же молодая, красивая энергичная. И не было никакого смятения при встрече. Словно мы расстались только вчера. Остановись, мгновенье...

Из Милана нам нужно было ехать в Турин. Антоша вел микроавтобус как Бог. По обеим сторонам дороги в розовой дымке простирались цветущие персиковые сады. Как в танце кружились и убегали куда-то необычные, но такие знакомые по картинкам и телесюжетам, пейзажи: ровные квадраты виноградников, горы, чистенькие беленькие домики, овечки на склонах... Мы с Джеком не верили в реальность происходящего. Мы в Италии. Рядом сидит Лена. Антон за рулем. Мечты, таки, сбываются...

В Турине мы остановились возле красивой многоэтажки. "Вот мы и дома", - сказала Лена. Она достала ключ и открыла стеклянные двери подъезда. Напротив одной из кнопок домофона я увидела золоченую табличку с гравировкой: "Елена Гаевская. Евросервис". На итальянском, конечно. Все это удивительным образом меня поразило. Мы опять вместе. Но в другой стране, в другое время, при других обстоятельствах... Антон парковал микроавтобус между бампер к бамперу стоящих машин. Уж и не знаю, как ему это удавалось. Прекрасная неделя в весенней Италии только начиналась.

Туринские каникулы

Турин большой город на севере Италии с населением 908 тысяч человек. Здесь много как старины, так и модерна. Древние храмы, дворцы и исторические руины в основном в центре, а поближе к окраинам - новые постройки, современнейшие спортивные комплексы. Не случайно город был выбран для проведения Олимпиады - и спортсменам уютно, и туристам есть на что посмотреть. Между прочим, Антон не на шутку увлекся здесь горными лыжами и частенько выбирается в Альпы прокатиться с ветерком со склонов...

Мы с Джеком бродили по улицам с наслаждением. Я впитывала в себя все ощущения, пыталась запомнить каждую деталь. Особенно меня поражали храмы. И особенно вечером. Я и сейчас закрываю иногда глаза и мысленно вижу силуэт какой-нибудь церкви, парящей в ночном звездном пространстве. Эффект парения получается из-за того, что многие из них построены на возвышенностях и подсвечиваются в темное время суток. Впрочем, подсветка не только для красоты. Здесь как-то разбился самолет с известной футбольной командой. С той поры, видать, церкви стали подсвечивать и они превратились в горные маяки. Джек же радовался жизни по-своему. Он часами готов был бродить по каким-нибудь развалинам, разглядывать древние кирпичи и пыль веков. Мы с Леной проявляли редкую лояльность, когда он, завидев очередные руины, рысью, с фотоаппаратом наготове бежал к ним навстречу. "Ладно уж, пущай, наслаждается! А то когда еще такую красоту неописуемую доведется увидеть?" - снисходительно улыбались мы.

Турин известен миру еще и тем (в первую очередь), что здесь в Кафедральном соборе на улице Святого Доминика хранится Плащаница, - похоронное полотно, в которое был завернут Иисус после того, как его сняли с креста. Конечно же, мы не упустили возможности прикоснуться к святыне.

Доставил Плащаницу в Турин Эмануэле Савойский в 1578 году. До этого она побывала в Турции и Франции, где чуть не сгорела. В 1898-м уникальное полотно в 4 с половиной метра длиной впервые сфотографировали. И о, чудо! На негативе проявилась фигура мужчины с впечатляющим, величественным лицом. Современные же анализы на компьютерной технике показали, что фотографии полотна, в отличие от картин и обычных фото, содержат сведения третьего измерения. Впрочем, отпечаток человеческого тела и лица, а также следы крови на Плащанице можно разглядеть и невооруженным глазом. К сожалению, мы не увидели оригинал святыни, он спрятан от греха, пожаров, наводнений и вандалов подальше в специальной раке . Но для всеобщего обозрения в соборе выставлена копия в натуральную величину. К ней мы и прикоснулись.

 

Храм, в котором находится Туринская Плащаница

 

В Венеции много кур. Но это голуби

В Венеции нет автотранспорта. То есть вовсе. Для меня это было открытием, хоть и раньше я знала, что с этим здесь не густо. Но не до такой же степени! Тут даже врачи скорой помощи и полицейские рассекают на лодках и катерах! И таксисты, и мусорщики... Но парковки здесь есть. На воде. Для гондол и других плавучих средств. Мы с Джеком все время пытались друг друга ущипнуть, чтобы удостовериться, что все происходит не во сне, а наяву.

В принципе, Венеция маленький городок, в котором постоянно проживает всего 65 тысяч человек. Но ежегодно это место посещает 12 миллионов туристов, то есть 32 тысячи в день В 60-х годах прошлого уже столетия здесь было "повеселей" с коренными жителями. Их было вдвое больше. Однако, баснословно дорогое жилье "выдавило" отсюда молодежь и владельцев тощих кошельков. Поэтому не удивительно, что последний детский сад тут закрыли в прошлом году.

Целый день мы гуляли по Венеции. Хотя, если задаться целью, то город можно пересечь за полтора часа. Но такую нелепую цель мы, конечно, не преследовали. Наоборот всячески старались продлить наше пребывание в самом романтичном уголке планеты, над которым витает дух Байрона и Казановы, где из века в век шумят немыслимые карнавалы и проливаются реки крови (в прошлом) и вина (в настоящем). Площадь Святого Марка с божественно красивой одноименной Базиликой - как бы сердце города. Сегодня - это туристическая Мекка.

 

Всемирно известная Базилика

Разноязыкая толпа бродит по брусчатке, сидит на скамейках, фотографируется, кормит голубей. Какой-то дотошный статист подсчитал, что голубей в Венеции приходится по два на каждого жителя. А... крыс - по четыре. Голуби здесь такие большие и упитанные, что скорее похожи на кур. Корм продается тут же. И мы, естественно, не пренебрегли возможностью покормить венецианских птичек. Когда они меня облепили, то я почувствовала, какие они тяжелые. И без малейшего намека на авитаминоз, который так присущ городским крылатым обитателям! И это, разумеется, не случайно при таком усиленном питании.

Антон и Джек кормят голубей

 

 

На гондоле мы так и не покатались. О чем я сейчас жалею. Этих лодок сегодня в Венеции всего 500, когда еще 200 лет назад было 10 тысяч. Для управления гондолой нужна специальная лицензия. А стоит лодка от 30 до 60 тысяч евро, когда новая машина "Фиат" - до 20 тысяч. Служит она, в зависимости от того, как за ней ухаживают, от 10 до 15 лет. А ухаживать за гондолой нужно конкретно.

Например, только красить днище необходимо каждые 40 дней. Тут и задумаешься: рентабелен ли этот бизнес? Но, наверное, рентабелен. Чтобы прокатиться на гондоле, нужно заплатить 50 евро. Но это не с носа, а со всех, кто в нее влезет. Люди катаются. Особенно русские и китайцы. А почему бы и нет? Приятное времяпрепровождение под музыку и песню "Бесаме мучо..."

Наша поездка совпала с кануном Пасхи и Венеция была еще прекрасней, чем всегда. Витрины магазинчиков и лавочек блестели фольгой шоколадных зайцев и пестрели расписными яйцами. Над кафешками витали пьянящие ванильные запахи...

Но вот в темнеющем небе зажглись первые звезды и таинственные тени залегли в улочках. Я успеваю отметить, что некоторые из них такие узкие, что иному крупному техасцу тут ни за что не протиснуться.. Неотвратимо надвигался вечер. Пора возвращаться в Турин. ... А вода в каналах все-таки очень чистая! Это была моя последняя мысль на выезде из города-сказки.

 

Ах, Венеция!

И это всё Венеция...

Вперед, на родину Колумба

Мы ехали в Геную большой компанией: Лена, Антон, Джек, я и Таня Томилина, которая на пару дней приехала повидаться с нами из Неаполя. Таню я не видела тоже несколько лет. Шумная, веселая, красивая, как кинозвезда, она прилетела вечерним самолетом и все сразу сели за стол. Когда мы с Джеком давным-давно вели переписку по интернету, она была нашим переводчиком. Я ей очень сочувствовала, ведь ей пришлось перелопатить, что интересно абсолютно безвозмездно, десятки писем с тем диким бредом, который мы друг другу писали - я же была ни бум-бум в английском. Сегодняшним счастьем мы, так сказать, обязаны именно ей. Спасибо, подруга. Застолье закончилось далеко за полночь. А утром, с первыми петухами мы поехали на берег Лигурийского моря, то есть Генуэзского залива.

"Три грации" - Ира, Таня, Лена

Уж не знаю, кто переводил название города Генуя на русский язык, но по-итальянски и по-английски оно звучит, как Дженова. Это большой (620 тысяч) и очень красивый город. Он терассами спускается к чаше залива с ярко-бирюзовой водой, которая где-то далеко на горизонте смыкается с небом. Когда с берега здесь смотришь в даль, то начинаешь понимать, что такое бесконечность. Дженова - родина Христофора Колумба и Никколо Паганини. Здесь расположен один из самых больших университетов страны (40 тысяч студентов) и самый большой в Европе аквариум. У города много побратимов, в том числе украинская Одесса и американские Бостон и Балтимор. Кстати, не мешало бы ему побрататься и с Запорожьем. Много здесь нашей сестры и брата. В гости к одной, Валентине, мы даже сходили.

Валя и ее друг Сильвано встречали нас очень душевно. С чудесным розовым вином, селедочкой, салом и даже горилкой. Кстати, национальными достояниями народ здесь разживается на импровизированном украинском базарчике, куда мы тоже заглянули. Джек там отоварился запорожским пивом "Славутич" и, счастливый, начал распивать его прямо на улице!.. И снова незаметно подкрался вечер...

Мы уезжали в Америку через день. Было очень грустно, особенно при мысли, что нужно расставаться с Леной, Таней и Антоном. К тому же мы не успели повидать еще одну мою боевую подругу Люсюшку Ермакову и эта мысль просто не давала покоя... Но пора-пора, трубят рога...

Назад, к открытию Колумба

Обратная дорога не обошлась без приключений. Мы были уже над Ирландией, когда в самолете объявили о том, что что-то неприятное случилось с гидравликой и нас отправляют назад во Франкфурт. Я очень вяло воспринимала происходящее и даже не испугалась. Удручало только то, что полет затягивается на несколько часов...

И вот мы дома в Техасе. Прошло много времени. Но каждый день по тому или иному поводу вспоминаем Италию. То альбом с фотками на глаза попадется, то макароны в магазине купим. Кстати, я ничего не рассказала об итальянской еде. Она восхитительна! Таких фруктов, сыра, пиццы, мясных деликатессов типа прошуты нам с Джеком больше нигде не доводилось едать.

Настоящая итальянская пицца

И еще не рассказала о необычных итальянских машинах "Смарт", которые больше нигде не приходилось видать. Они такие маленькие и компактные, что скорее вертикальные, чем горизонтальные. Очень удобны в условиях ограниченного пространства большого города. Когда я заказывала фотоальбом с поездки, то девушку-дизайнера это авто так поразило, что она поставила его изображение на первую страницу...

Машина Смарт

Все нам понравилось в Италии. Только вот цены заоблачные. Эх, дорога жизнь в Европе! И как только наши люди там выживают? Более того, живут хорошо?

Когда мне совсем становится грустно, я ставлю на плэйере СД с песнями Ал Бано и Рамины Пауэр. Печаль слегка развеивается. И о, радость, - феличита снова возвращается!

феличита снова возвращается.