Творчество друзей

Галима Галиуллина. Ваня – сын полка

 

Мне редко удаются розыгрыши, но этот получился. Как-то раз я увидела Сергея Попова, знакомого журналиста, на автобусной остановке.

Загорелый и легкомысленно облаченный в шорты, он стоял в безмятежном спокойствии. После обмена дежурными фразами, я как бы невзначай спросила его: «Сережа, а ты знаешь, что у нас с тобой появился сын?»

Немая сцена, Сергей бледнеет… «Помнишь ту заметку о мальчике в Карталах? Так вот, благодаря твоей газете он обрел маму…Так что это наш с тобой крестный сын…»

Начало этой истории было почти детективным. Однажды морозным январским вечером 1997 года на Степнинскую железнодорожную больницу обрушился шквал телефонных звонков из Челябинска. Все звонившие спрашивали о Ване Николаеве, и хотели знать, как можно его забрать из больницы. Персонал недоумевал, почему крошечный пациент детского отделения вдруг стал объектом такого бурного внимания, до этого вечера он не был нужен никому и жил лишь благодаря заботам нянечек и медсестер. Никто и подумать не мог, что эту телефонную бурю вызвала маленькая заметка в бесплатной рекламной газете , попадающей в почтовые ящики многих челябинских семей.  Я до сих пор храню пожелтевшую газету  и почему-то всегда плачу, когда перечитываю написанные когда-то мною строчки:
“Улыбка его безмятежна и младенчески неотразима, он радостно тянет руки к женщинам, склоняющимся над ним. Он еще не ведает ужасной тайны, что среди них нет той, единственной, к чьей груди, переполненной молоком, он мог бы прильнуть в упоении….

Ванюше Николаеву уже семь месяцев, но он еще никогда не покидал больничных стен, за этими стенами его никто не ждет. Он – ничей. Но у каждого из нас есть своя доля счастья в этом суровом мире. Ване пока везет – он стал “сыном полка” персонала детского отделения железнодорожной больницы станции Степное. Врачи, медсестры и нянечки успели привязаться к своему “коллективному” сыну, он ухожен и окружен заботой. Наше могучее государство не заметило появления нежданного гражданина. Ваня живет лишь милостью добрых сердец. Не получая месяцами зарплату, женщины умудряются выкроить деньги на покупку малышу самого необходимого. Они радуются тому, что здоровьем младенца Бог не обидел. Ваня замечательно быстро растет, на 6-м месяце у него уже прорезались зубки, и он полон радости жизни. Но все чаще сердца его “мам” сжимаются в тревоге за его будущее.

Что уготовано Ване в будущем? Самое реальное – перевод в  Дом ребенка, где он станет еще одним несчастным сиротой. Но “мамы” надеются на чудо – вдруг найдется семья, которая примет Ваню в уютный и счастливый мир домашнего тепла. А может, иностранцы усыновят красивого русского малыша и увезут его из диких степей в сияющий мир сказочного благополучия, где каждый малыш – желанный….”

Звонки продолжались в тот вечер 31 января до поздней ночи, люди спрашивали, почему Ваню бросила мама, каково состояние его здоровья, когда и как можно за ним приехать…Только один женский голос ни о чем не спрашивал, ничего не уточнял, но был особенно настойчивым и умоляющим:

- Никому не отдавайте Ваню, я вас умоляю, никому не отдавайте, он – мой сын, я приеду за ним утром завтра, пожалуйста, дождитесь меня!

В ту ночь разыгрался настоящий уральский буран, дороги в уральских степях замело глубокими сугробами, мороз тоже был нешуточный.

Добраться из Челябинска до Степного можно было только чудом…

Утром в больницу вихрем ворвалась молодая женщина и взволнованно попросила принести ей ее сына…

- Какого сына? – изумились сотрудники больницы.

- Моего сына, Ваню Николаева! Это мой сын! Я приехала за ним из Челябинска. О нем написано в газете! – женщина держала в руках тот самый номер газеты…И что-то в ее голосе, какая-то страсть материнской любви, знакомая каждой женщине, носившей под сердцем ребенка, заставила медсестер подчиниться этой просьбе. Ваню принесли в приемную, и …они встретились впервые в жизни, Ваня Николаев, рожденный совсем другой женщиной, и его мама, юная Света Н…из Челябинска. Все, кто видел эту встречу, ахнули – они оказались удивительно похожи!

Они смотрели друг на друга, все вокруг молчали…Шли секунды, комната наполнилась нестерпимым напряжением, два взгляда проникали друг в друга…и вдруг Ваня засиял своей неотразимой улыбкой и протянул к женщине ручонки.

Так сбылась безумная надежда, с которой была написана заметка – Ваня попал в кольцо счастливых материнских рук. Он в самом деле родился под счастливой звездой. По всем больничным правилам отказной ребенок должен был быть сдан в Дом ребенка. “Обычно дети, которые рождаются с помощью кесарева сечения, в первые минуты после рождения вялые, даже не кричат, уколы действуют, а этот орал благим матом” – рассказывала мне принимавшая роды моя подруга Нажия. “И этим своим жизнерадостным криком он почему-то так расстрогал меня, что я решила вопреки всем правилам оставить его в больнице. Мне казалось невозможным расстаться с ним. Я бы сама его усыновила, но куда мне его брать в общежитие? Так вот у нас и растет в отделении, растим его все вместе, ему уже семь месяцев, такой хороший мальчишка, и надо что-то решать, не может же он все детство провести в больнице. Вот бы кто-нибудь его усыновил…”

Эту историю  моя подруга Нажия рассказала мне  за чашкой чая, заехав ко мне на вечерок в гости, утром я ее проводила на поезд, и вдруг какая-то непреодолимая сила заставила меня забыть о всех своих утренних делах и сесть за стол. Мне до сих пор кажется, что рука Бога водила моей рукой по бумаге, я написала ту заметку о Ване почти не думая, слова рождались сами собой, они шли откуда-то из космоса, я видела мысленным взором его, этого мальчишку, улыбающегося миру и такого беззащитного, ждущего свершения чуда.

С момента, как Ваня оказался в объятиях мамы, в отделении началась суматоха, малыша начали собирать с дальнюю дорогу, кто-то сбегал за валенками, кто-то за шубкой, весь полк мам собирал своего сыночка в путь, в первое  в его жизни путешествие. Все произошло как во сне, Ваню одели, повязали шарф, кто-то спохватился, а как же документы, Света вручила в залог свой паспорт, и Ваня впервые на руках мамы шагнул в большой мир…

Персонал высыпал на крыльцо, все были так растеряны от неожиданности, от ошеломляющей стремительности событий…За стеклом машины мелькнуло лицо Вани, он растерянно смотрел на своих “мам”, все дружно замахали ему на прощание руками…и заплакали. Машина рванула через снежные заносы и вскоре исчезла в морозной утренней мгле.

Часть II . Жизнь в новой семье.


Весть об изменениях в судьбе Вани настигла меня в Москве. « Тебе звонили из семьи, усыновившей Ваню» – сообщили мне родные, и я в смятении почувствовала и огромную радость. и нестерпимое желание увидеть Ваню, я же видела его только мысленным взором, когда писала о нем. В первый же вечер по возвращении в Челябинск я созвонилась с семьей Светланы. « Вы совершили чудо!» - взволнованно звенел женский голос, - я так счастлива, я обрела сына, спасибо Вам. Мы с Ваней ждем Вас…»

Мы оказались почти соседями в Челябинске, до дома, где Ваня обрел тепло домашнего очага и маму, и бабушку, и дедушку, было минут 15 пешком. Я шагнула через порог и увидела молодую  светловолосую женщину, она вся светилась от радости, переполнявшей ее. Но мой взгляд искал малыша… А вот и он, тайный вдохновитель моего пера, на руках бабушки. Признаться, мне было немножко страшно, а вдруг он окажется не таким, как я его себе представляла. Но он оказался лучше! Взгляд – первое, что я всегда отмечаю в человеке, -его взгляд был необыкновенно дружелюбен. Счастливый смех младенца – его так ждали в этом доме. Синие глаза, сияющая улыбка, красивая форма головы…Теперь я понимаю, почему Нажия пошла на нарушение инструкций, у этого малыша обаяние какое-т о запредельное…

- Заметка в газете попалась мне на глаза случайно, но как только я ее прочла, я бросилась к телефону и стала набирать номер справочной. Я знала, что это мой сын! Мне даже ничего не нужно было решать. Это Бог послал мне весточку о нем через газету! Я только очень боялась, что я не успею…Мы поехали ночью в Карталы, меня не могли удержать ни буран, ни мороз, ни ночная темнота. Мне нужно было успеть до утра! Только бы никто не успел забрать его до меня…Я молилась всю дорогу, чтобы Ваня дождался меня…Дорога была ужасной, все замело, мы несколько раз застревали в сугробах и буквально откапывали себе дорогу…Но я знала, мы должны успеть до утра!  Маме я не сказала ничего…» – рассказывала Светлана, и я успокоилась насчет того, в те ли руки попал Ваня…Это действительно была судьба.

- В тот день у меня с утра ныло сердце – рассказывала бабушка Вани. – Я места себе не находила, какое-то предчувствие меня томило. И вдруг телефон, Света мне говорит: «мама, ты только не расстраивайся, у меня новости…И тут я слышу младенческий лепет…У меня подкосились ноги…Так все неожиданно, я была в ужасе. Я помчалась домой и увидела мальчишку на руках дочери. Упреки и бессильные восклицания потоком хлынули на Свету с младенцем, а она спокойно мне говорит: «Пожалуйста , не кричи, видишь, ты его пугаешь…»Я замолчала.

И вдруг этот мальчишка радостно так улыбнулся мне и протянул руки…Я схватила его в объятия и прижала к груди… Как будто что-то оборвалось во мне от нежности и любви…Вот так теперь мы и живем…Что поделаешь, будем вместе поднимать пацана, такая уж видно судьба. Я так привязалась к нему, не могу и дня без него. Сейчас будем проходить обследования у врачей, все таки он долго был без матери.»

Вот так началась жизнь Ванюши Николаева в новой челябинской семье. Забот было много – одно оформление усыновления чего стоило. Мне довелось побывать на суде во время решения вопроса. Я наивно предполагала, что семья, в наше трудное время нашедшая в себе силы и доброту взять малыша и принявшая его как родного, должна вызывать у всех окружающих хотя бы уважение. Не тут –то было. Судья, рассматривавшая дело, почему-то была уверена, что дело тут нечистое, и разговаривала с усыновителями как с преступниками, чья вина еще не установлена, но будет непременно доказана. Я ждала праздника свершившегося чуда, а увидела измученные лица Светланы и ее мамы, их просто истерзали вопросами, что заставило их усыновить малыша, какую тайную выгоду они искали…

Ванюше повезло, он оказался в очень доброй и простой семье, уже летом он познакомился с многочисленной родней и совершил много путешествий в разные города, навещая их вместе с мамой, бабушкой и дедушкой. Жизнь семьи завертелась вокруг малыша, и каждый раз, навещая это семейство, я радовалась тому, как чудесно устроилась жизнь малыша.
Недавно я звонила бабушке Вани и она предложила мне поговорить  с ним. Мы поболтали с Ваней о том, о сем, и вдруг я услышала: «Ты любишь меня?»  В нем так и осталась эта великая жажда любви,  которой он ждал, пока часами изо дня в день лежал в больничной кроватке в ожидании своей судьбы…

Нажия потом рассказала мне, что еще много звонков было из Челябинска насчет Вани, и письма они получили от тех, кто не смог дозвониться. Особенно поразило их письмо одной женщины. Она писала о том. что у них с мужем четверо детей, но если можно, они хотели бы взять Ваню, потому что не хотелось бы, чтобы его увезли куда-нибудь за границу…Да мы и в России сумеем его вырастить, пусть будет пятым в нашей семье» – писала она…

Я закончу эту чудесную историю последними строчками из той, давней и самой дорогой для меня статьи: « Степнинская железнодорожная больница – одна из многих тысяч российских больниц, терпящих бедствие в кризисном обществе. Что происходит в душе врача, склоняющегося над агонизирующим младенцем, зная о том, что укол необходимого лекарства спас бы жизнь ребенка, но этого лекарства нет? Что происходит с обществом, где у каждого из нас есть шанс  однажды оказаться на больничной койке в тщетной надежде избавления от мук?…»  Зарплата врача в российской больнице на сегодняшний день – 920 рублей. И все-таки каждый день медики приходят в больницы и клиники, спасают, лечат, утешают, страдают и отчаиваются и иногда совершают чудеса.»

Я знаю этот закон жизни – чудеса случаются только с теми, кто верит в их возможностьИ я знаю, почему я плачу, перечитывая ту старую заметку. Мне жаль, что я не могу написать о тысячах таких же младенцев, как Ваня, ждущих напрасно, что однажды случайная весть о них найдет их маму и она ворвется из снежных вихрей в больничные стены, прижмет к груди и увезет с собой в счастливый мир любви.

Автор ждет ваши отклики по электронному адресу Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.