Алла Мандраби

Алла Мандраби. Сказки и быль зимы сибирской

 

Все мы иногда любим побывать в сказке. Не только дети, но и взрослые. Такую возможность предоставляет музейный комплекс "Старина Сибирская" в с.Большеречье Омской области. Вспоминая, как я побывала там в январе прошлого года и немного скучая по снегу, мне захотелось сделать об этом небольшой фоторепортаж.
 
Сначала я приехала в райцентр Большеречье и стала фотографировать снег - какой он искристый!  Мне лично он кажется очень живописным  -  ведь я живу в тропиках с 2003 года и иногда скучаю по снежку!
 

 

Дорога к музею пролегает в Большеречье через центр села:

 

 

 
По пути попадается афиша  с фильмами, которые показывают в местном Клубе. Ох, и кино у них «крутят» - сплошные ужастики-триллеры (посмотрите по названиям ):
 
Администрация райцентра:
 
 
Аллея Славы Героев-местных жителей (приятно, что такие есть в любом селе!):
 
 
Ближе к музею - Детская церковь Святого благоверного князя Александра Невского (постр. в 2005 г.), первая в области детская православная церковь.
 

О Большеречье из официальных источников:

«История старинного сибирского села Большеречье уходит в далекое прошлое. Поход Ермака открыл широкий путь для проникновения русских в Сибирь. После этого русские переселенцы сравнительно быстро освоили северную часть Западной Сибири. Один из них - пос. Большеречье, основанный в 1627 году на крутом берегу реки Иртыш, в 180-и км к северу от Омска.
Своё название поселок получил от речки Большая, которая огибает его с востока. По данным доктора исторических наук А.Д. Колесникова, на самом высоком месте некогда находились караульные башни форпоста Болшерецкий. Первое упоминание о нем относится к 1741 году. Местный краевед B.C. Аношин дату возникновения форпоста oтносит к 1627 году.
Оседлых жителей здесь долгое время не было, а находилась лишь охрана из государевых казаков.
Большеречье оказалось не только на водной транспортной артерии, но и на знаменитом Московско-Сибирском тракте, это внесло в его историю много интересных событий. По великому сибирскому тракту в свое бремя проезжали А.Н. Радищев и А.П. Чехов, оставившие свои воспоминания об этом крае.»

Большеречье всё больше становится популярным местом у туристов. В селе есть Картинная Галерея, Дом Народных ремесел ("Старина Сибирская") и единственный в России – сельский зоопарк. О зоопарке я напишу как-нибудь в другой раз.

Наконец-то, показалась "Старина Сибирская":


"Cтарина Сибирская" - это центр традиционной русской культуры, созданный в мае 2006 года для сохранения памятников прошлого.

Из официальных источников:

"В "Старине Сибирской" детально восстановлены не только жилые хозяйственные постройки, но и условия жизни и быта людей ушедших эпох. Особенностью композиций является их реальное функционирование. Здесь разрешается не только посмотреть предметы старины, но и потрогать их руками."

На территории комплекса - 10 объектов-памятников истории и архитектуры, 5 из которых находятся под охраной государства.

В комплекс также входят дом Земляницына, в котором сегодня расположены ремесленные мастерские; торговая лавка Гладковых - редкий для Омской области образец каменной купеческой торговой постройки начала 20 века; изба курского крестьянина Дроздова; дом Рещикова; дом потомственного ямщика Копьева, в котором останавливался русский писатель А.Н.Радищев; керосиновая лавка, в которой в настоящее время размещается ремесленная мастерская по обработке бересты для изготовления туесов, сундучков, посуды с прорезными узорами, а также плетеных коробов, лаптей, лукошек.

На территории комплекса организуются массовые праздники и гуляния: Рождество, Святки, Масленица, Иван Купала, Спас, проводятся старинные сибирские обряды и экскурсии.


Первая постройка музейного комплекса - лавка купцов Гладковых:

А это  - жилой дом купца Н.Я.Гладкова (1904 год)  и его семьи:

История гласит, что в начале XX века на улице Верхняя (Советов) были nocтроены дома Николая и Павла Гладковых, по всему периметру украшенные резьбой.

Гладковы развивали производство молока, масла, муки, изготавливали кирпич и кузнечные изделия. Для осуществления грузовых, торговых и пассажирских перевозок братья содержали табун лошадей.

Гладковы владели ветряной, водяной и паровой мельницами.


 
Отсюда начинается экскурсия «Деда Мороза и Снегурочки». Гостей встречает сотрудник музей (по-деревенки - баба) и приглашает пройти во двор:

 

 
Во дворе нас ждут другие герои - Баба Яга и Лесной  Разбойник

и предлагают гостям поразвлекаться по-старинному:

Далее мы заходим в первую избу - избу ямщика Копьева:

 
 
В нём нас радушно приветствуют хозяева - "ямщик и его жена":
 
 
В экскурсию входят и русские народные игры:
 

 

 

 
После этот наш путь лежит в другую крестьянскую избу - семьи Дроздовых:
 
 
 
Во дворе гостям радуется местный Бобик:
 
 
У меня была с собой какая-то булочка с дороги (3,5 часа на автобусе!) и я угостила пса:
 
 
 
В доме всё обустроено так, как было в позапрошлом веке. Нас встречают шумные жительницы:
 
 
Женщины рассказали нам о предметах быта:
 
 
Пошла "баба" по воду:
 
Наконец-то, на нашем пути виднеется Резиденция Деда Мороза и Снегурочки:
Во дворике резиденции - снежные скульптурки сказочных героев:
Колобок:
 
Царевна-Лягушка:
 
 
Печка в зимнем "наряде":
 
 
Такие сосульки - не редкость для Сибири!
 
 
Везде на нашей дороге расставлены надписи с народными поговорками:
 
 
Во дворе нас приветствуют Иван Царевич и Василиса Прекрасная и ведут в Ремесленную Мастерскую:
 
 
В Мастерской нас учат, как делать куколку-оберег без ниток и иголок:
 
 
Вот что сделала я:
 
 
В мастерской есть небольшой стенд, на который представлены разные куколки. Оказалось, что каждая из них имеет своё значение.
 
 
Кстати, у тряпичных куколок не было лица.
"Кукла без лица считалась предметом неодушевленным и недоступным для вселения в него злых сил, а значит, и безвредным для ребенка. Она должна была принести ему благополучие, здоровье, радость.
В глубокой древности куклы имели другое предназначение для человека: они служили защитой от болезней, несчастий, злых духов. Кукла берегла людей, поэтому ее так и называли - оберег или берегиня. Как правило, самыми охранными были куклы, выполненные без иглы и ножниц. Ткань при изготовлении кукол старались не резать, а рвать.
Куколку делали ещё до рождения ребёнка и укладывали её в колыбельку, которую она "обогревала" для будущего малыша. Когда малыш появлялся на свет, кукла и тогда не расставалась с ним. Чтобы малыш крепко и спокойно спал, мать приговаривала: "Сонница- бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой". Считалось, что кукла отвлекала на себя злых духов, оберегая ребёночка.
Тряпичную куклу-берегиню, сделанную своими руками, мать дарила дочери перед свадьбой, благословляя её на замужество.
Обереги давали сыну, который отправлялся на службу в армию, мужу — в дорогу. В крестьянских семьях кукол было много: их не разбрасывали, а дорожили ими и берегли. Крестьяне считали: чем больше кукол, тем больше в семье счастья."
 
Например, такая куколка называется - Крупеничка:
Она символизировала достаток в доме и была своего рода оберегом семьи. Куколка имеет другие названия - "Зернушка", "Горошинка", это оберег на сытость и достаток в семье. Традиционно эту куклу наполняли гречишным зерном или пшеницей. Зерно символизировало в ней сбережённые силы Кормилицы Земли.
Первые зёрна при новом посеве брали именно из этой куклы. После уборочной страды куколку вновь наполняли отборным зерном - уже нового урожая. Ее наряжали и бережно хранили на видном месте избы - в красном углу. Люди верили, что в этом случае следующий год будет сытым и в семье вновь появится достаток.
 
Или куколка - "Кубышка-Травница":
 
 
"Травницу" наполняли душистой лекарственной травой. Считалось, что от неё исходит теплота, как от заботливой хозяйки. Иесли её пошевелить и помять в руках, по комнате разнесётся травяной дух, который отгонит духов болезни. Через 2 года траву в куколке необходимо было поменять.
 
Веснянка  -  оберег молодости и красоты:
 
 
Куколку-Веснянку молодые девушки делали на приход весны. Традиционно она изготавливалась очень яркой, с волосами необычного цвета. Таких кукол девушки дарили друг другу.
Если её дарили мужчине, то желали ему оставаться молодым и жизнерадостным, а женщине - всегда быть обаятельной и привлекательной.
В местах, где в избе застаивался воздух, подвешивали куколку-"Травницу". Над колыбелью ребенка также неприменно висела эта куколка.
 
А такую связочку люди делали себе и хранили дома, чтобы к ним не приходили разные болезни, т.к. они у них и так уже "были" - желтея, немея, глухея ...
 
 
После посещения ремесленной мастерской в нашей экскурсии наступил самый интересный момент - встречи с Дедом Морозом и Снегурочкой:
 
Они пригласили нас в свою резиденцию:
 
 
Какие красивые хоромы в их "Снежном Царстве"!
 

 

 
В комнате Деда Мороза  с гостями беседовал Сам Дедушка и дарил всем сертификаты о посещении его Резиденции:
 

 

 
Затем гости вышли во двор и смогли сфотографироваться с Дедом Морозом и Снегурочкой около их сверкающей ёлки:
 
 
Поиграть в карете
 
И покататься в санях!
 
 
На этом экскурсия закончилась.
Интересно приехать сюда на какую-то свадьбу, Масленницу или другой праздник!
Я побывала в этом музее и в более тёплое время и попала совсем на другую экскурсию - обзорную. На ней гид подробно и интересно рассказала нам о жизни крестьян в прошлые века, их обычаях и традициях.
 
В доме ямщика Копьёва можно даже примерить тулуп! Ох и тяжёл же он! А ведь зимой ямщики ходили в них постоянно.
 
 
В доме много таких предметов, о предназначении которых мы, люди 21 века, можем только догадываться... Но если вы заказали экскурсию с гидом, то он вам всё расскажет.
 
 
Маслобойка
 
 
Внутри избы:
 
 
Покушать семья собиралась за таким столом: ели кашу, щи, пили чай:
 
 
А какой румяный был хлеб-каравай! Хорошо, что традиции сохранились и такой хлеб пекут и сейчас:
 
Женщины пряли. Как-то я спросила у своей бабушки, что они делали, когда не было телевизоров? Она ответила: "Пряли".
 
 
Именно в этом доме в 1791 году останавливался русский писатель А.Н.Радищев на пути в илимскую ссылку:

 
О Радищеве:
"А.Н.Радищев считается первым революционером России. В своей книге «Путешествие из Петербурга в Москву» он бесстрашно обличает существовавший в то врем яфеодально-крепостнический строй. Удар, который нанесла книга Радищева самодержавию, был настолько сильным, что Екатерина лично занялась его делом. «Он бунтовщик хуже Пугачева» — таково было ее заключение. Сенат угодливо утвердил решение Петербургской уголовной платы, присуждавшее Радищева к смертной казни, оставив императрице возможностьпродемонстрировать свое показное «милосердие» и заменить смертную казнь ссылкой. Радищев был выслан на 10 лет в одну из самых отдаленных местностей Восточной Сибири, в Илимский острог, там, где протекает река Лена."
 
В избе семьи Дроздовых
 
воссоздана бытовая обстановка сибирских крестьян. Прокоп Николаевич и Алёна Силаевна Дроздовы были переселенцами из Курской области. В этой избе родилось и жило несколько поколений Дроздовых .
Дом - срубный. В нём есть русская печь, полати. Особенность избы - её разборность. То есть, дом можно разобрать и собрать заново. Например, в случае переезда.
Избу выложили таким методом кладки, при котором концы брёвен оставляли наружу. Дверь с низкой притолокой, низкий порог и маленькие окна позволяли сохранять в доме тепло.
Помещение состоит из холодных сеней и тёплой избы с русской печью, занимающей 4-ую часть всей избы. Стоит изба на фундаменте из брёвен – «опечеке», а полы в ней настланы из половинок брёвен «половиц» - для долговечности.
Проёмы окон главного фасада дома закруглены, что считалось своего рода оберегом для дома и жильцов. На окнах с помощью кованных навесов закреплены ставни. Крыша - двухскатная, покрытая кровельным тесом. К ней прикреплен конёк – гордость хозяина, а карниз дома украшает выемчатая резьба.
 
Во дворе в сарае стоят сани: люди запрягали  в них лошадь и ездили по любой надобности:
 
 
Плуг - вскапывать землю  для посева:
 
 
Ступки - толочь муку:
 
 
В доме: справа на печке - спали дедушка и бабушка, наверху, на полатях - дети и холостая молодёжь, а слева на кровати - взрослая брачная пара:
 
 
Если в семье был младенец, то он нахдился в люльке, которая висела около кровати родителей (так её удобнее было качать):
 
Место около печки называлось печным углом. Он считался грязным местом, поэтому крестьяне всегда стремились отделить его занавесом из пестрого ситца, цветной домотканины или деревянной переборкой. Здесь женщины готовили пищу.
Место возле печи считалось женской половиной дома: днём там находились женщины и дети.
 
На фото гид держит лопату для хлеба и рассказывает: если ребёнок в семье приболел, его клали на хлебную лопату  и ненадолго помещали внутрь тёплой печки, приговаривая специальные слова - "заговор":
 
 
Самым почетным местом в доме считался Красный угол. Он был хорошо освещен, т.к.  обе составляющие его стены имели окна. Основным украшением красного угла являлась божница с иконами и лампадкой, поэтому его ещё называли "святым".
В свадебном обряде сватание невесты и её совершались именно в красном углу. Из красного угла отчего дома ее увозили на венчание в церковь, привозили в дом жениха и вели в красный угол там.
За столом проходили будничные трапезы и праздничные застолья. Каждый член семьи знал за столом свое место. Например, хозяин дома во время семейной трапезы сидел под образами.
 
 
Мужчинам отводилась мужская половина избы, включавшая в себя передний угол с иконами и лавку около входа.
 
Интересно, что в доме-музее можно потрогать экспонаты своими руками!
Вот как люди гладили в былые времена: деревянный ролик обворачивали одеждой и отбивали его рубелем (в моих руках на фото):
 
 
Утюги появились позже. Для нагрева в них помещали раскалённые угли:

 

 
"Баня без веника - что самовар без трубы":
 
 
А другая народная мудрость гласит: "В тот день не старишься, который в бане паришься.
 
"Во время парения происходит своеобразный массаж, который усиливает кровообращение, способствует контрасту температур, интенсивному потоотделению и усилению обмена веществ. Применение веника помогает открытию кожных пор и вымыванию из них шлаков и микробов. Воздействие на кожу "летучими" веществами - фитонцидами, содержащимися в листьях веника, нейтрализует действие различных болезнетворных микробов. Эфирные масла, попадающие на кожу, улучшают обмен веществ, препятствуют преждевременному старению кожи."
 
Издавна на Руси самым популярным считается берёзовый веник.
"В березовых листьях и почках содержится эфирное масло, дубильные вещества, витамин С, провитамин А. Отваром березовых листьев, так же как и подорожником лечат раны. Установлено, что в березовом лесу воздух по своей чистоте и стерильности не уступает хирургической операционной. Для лечения ревматизма, а также при выпадении волос и болезнях кожи, различных отеках использовали настойку из березовых почек на чистом спирте. Так что березовый веник - настоящая кладезь полезных веществ."
 
Дубовый веник уступает берёзовому совсем незначительно.
Полезен и веник из эвкалипта.
 
"Эвкалипт обладает поистине уникальными свойствами. Настойка из эвкалипта используется как антисептическое средство. Если стены парилки обрызгать такой настойкой, а потом поддать на раскаленные камни немного воды с настойкой, то кроме общего антисептического воздействия, можно ощутить и ингаляционное воздействие: горло, трахеи и бронхи моментально прогреваются ароматным паром. Дыхательные пути мгновенно прочищаются. Эвкалиптовое масло обладает и болеутоляющими свойствами. Его используют в виде компрессов при невралгии, воспалении мышц, при ушибах, растяжениях и болях в суставах. Вполне естественно, что и веник, сделанный из листьев этого дерева обладает всеми указанными целебными свойствами."
 
Целебным считается и веник из крапивы, но находится мало любителей попариться им. И совершенно напрасно!
 
"Крапивный веник использовать надо "редко, да метко". Если после физической работы, турпоходов или продолжительной езды на велосипеде чувствуется ломота и боль в суставах, мышцах или пояснице, стоит похлестать их жгучей зеленью, и все неприятные явления исчезают. Это связано с мощным местным раздражающим, отвлекающим, противовоспалительным действием."
 
О пользе веников из полыни, рябины, хвои, липы, можжевельника и других можно почитать здесь:
http://www.kyrgyzstantravel.net/resorts/banya/brooms.htm
 
Узнав (в ходе написания этой статьи,), насколько полезны веники,  мне  захотелось сходить  в баню и попариться разными вениками! Как много болезней там можно вылечить. А если их нет, то профилактика будет только на пользу!
К сожаленью, в Австралии бань с вениками я пока не видела... Поэтому прийдётся ждать следующей поездки в Россию.
 
На этом станке отбивали пряжу, чтобы она стала мягче:
 
 
На фото: слева я держу гребень для волос, а справа - рубель (приспособление для глажения одежды):
 
 
Гид показывает прядильные станки:
 
 
Постройка-погреб во дворе дома: в нём при холодной температуре под землёй хранили продукты питания:
 
Рядом - пасека для разведения пчёл и сбора мёда:
 
 
Так решался вопрос с водоснабжением:
Всё-таки интересны экскурсии, знакомящие с историей.